Банковский маркетинг    Вывод товара на рынок    Маркетинговые исследования    Реклама и PR    Теоретический маркетинг    Ценообразование      
PR в России

Формирование рекламного бюджета

Доинституциональный период развития PR в России    Первые попытки периодизации развития паблик рилейшнз в России    Период вторичной институционализации PR в России    Период первичной институционализации PR в России    Периодизация развития паблик рилейшнз в России по Шишкиной    Развитие паблик рилейшнз в политическом секторе России    Развитие паблик рилейшнз в экономическом секторе России    Характеристика современного состояния PR в России    

Первые попытки периодизации развития паблик рилейшнз в России  



История отечественных связей с общественностью (в дальнейшем – Public Relations, PR) насчитывает чуть более 10 лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, что PR-коммуникация в России зародилась в конце 80-х годов. Так, например, М.А. Шишкина считает, что PR «как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 - начале 1991 года» .
Первая попытка периодизации связей с общественностью в нашей стране сделана Вероникой Моисеевой, генеральным директором агентства «Имиджленд PR». Она выделяет три этапа развития PR-коммуникации в России .
Первый этап (1988-1991 гг.) - зарождение рынка паблик рилейшнз, связанное с появлением соответствующих служб в государственных структурах и открытием московских отделений международных агентств. Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые PR-услуги.
Второй этап (1991-1995 гг.) - стадия роста и становления. Российские агентства осваивают зарубежный опыт, постепенно адаптируют его к отечественным условиям и начинают проводить крупные PR-мероприятия и информационные кампании. Наиболее активно развивается политический консалтинг, в ряде вузов открывается специальность «связи с общественностью». Рождается первое корпоративное объединение: Российская Ассоциация по связям с общественностью.
Третий этап начинается с 1996 года и характеризуется качественным скачком в развитии PR. На это оказывает влияние формирующийся информационный рынок и меняющаяся структура массового сознания, требующая все более тонких и точных форм работы с целевыми группами.
На качественное изменение PR-рынка существенно повлияли:
- завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;
- расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из наиболее капиталоемких областей PR-консалтинга;
- дифференциация рынка информационных каналов, возникновение новых секторов прессы, где стал появляться современный подход к работе с информацией;
- кризис доверия к СМИ со стороны общества, что обусловило необходимость создания поля повышенной информационной достоверности.
Обратимся еще к одной работе, рассматривающей проблемы периодизации развития PR в России. Петербургские исследователи Л. Азарова и Д. Шишкин пытаются выделить некоторые тенденции формирования профессиональной группы, становления профессиональной деятельности в области паблик рилейшнз в 90-е годы в России. К ним Л. Азарова и Д. Шишкин относят:
1) «достаточно интенсивное, хотя и небеспроблемное, формирование горизонтальных связей на всероссийском и региональном уровнях между складывающимися отделами, службами, подразделениями ПР в организациях;
2) смену первоначальной задачи позиционирования специальности (создания и поддержания понятного общественности имиджа, образа) задачей выявления собственной специфики, собственных средств и возможностей с одновременной «отстройкой от конкурентов», которыми на данном этапе выступают маркетинг, рекламная деятельность, журналистика;
3) формирование первоначального рынка образовательных услуг в этой области;
4) робкие попытки перехода от первичных, начальных односторонних моделей осуществления деятельности по связям с общественностью к более сложным, двухсторонним» .
На мой взгляд, есть нечто общее в позициях В. Моисеевой и Л. Азаровой и Д. Шишкина: процессы, происходящие в Москве и Санкт-Петербурге, их интенсивность, автоматически описываются как общероссийские реалии. Закономерным является вопрос: насколько период с 1996 года в российской провинции может рассматриваться как «качественный скачок в развитии связей с общественностью», насколько для нее (провинции) уже решена задача «первичного позиционирования» специальности?



Rambler's Top100

Hosted by uCoz